Структура муниципального автономного учреждения культуры
«Гремячинская библиотечная система»
Библиотечным обслуживанием в г. Гремячинск занимается муниципальное автономное учреждение культуры «Гремячинская библиотечная система» (далее - МАУК «Гремячинская БС»).
МАУК «Гремячинская БС» является муниципальным общедоступным информационным и культурно-просветительским учреждением, созданным для удовлетворения информационных, культурных, образовательных потребностей населения, располагающим организованным фондом тиражированных документов и представляющим их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
В структуру МАУК «Гремячинская БС» входят:
1. Центральная городская библиотека, 618270, Пермский край, город Гремячинск, ул. Ленина, 166.
2. Детская библиотека, 618270, Пермский край, город Гремячинск, ул. Ленина 166.
3. Библиотека-филиал №1, 618283 Пермский край, Губахинский муниципальный городской округ, Шумихинское сельское поселение, ул. Мира, 19.
4. Библиотека-филиал №2, 618284 Пермский край, Губахинский муниципальный городской округ, Юбилейнинское сельское поселение, ул. Шахтеров, 9.
МАУК «Гремячинская БС» (далее - Учреждение), независимо от территориального расположения входящих в ее состав филиалов, представляет собой структурно-целостное учреждение, функционирующее на основе единого административного и методического руководства, общего фонда, имущества, централизации технологических процессов.
Центральной городской библиотеке (далее - ЦГБ) от библиотек, расположенных в сельских поселениях и являющимися ее филиалами, переданы функции по комплектованию фондов, систематизации и обработке фондов, полученных с книжных баз распределению их по библиотекам, организации системы взаимопользования единым фондом, оформлению заказов по МБА, организации работы центра правовой информации.
В структуре ЦГБ, имеются специализированные профессиональные отделы, которые работают на всю библиотечную систему городского округа. Это специализированные профессиональные отделы со своими собственными функциями.
1. Отдел комплектования и обработки документов (ОКиО). Организации использования единого книжного фонда (ОИЕФ).
1.1.Комплектование фондов всех библиотек с учетом народнохозяйственного и культурного профиля города, социально-профессионального состава читателей, раскрытие его через систему каталогов в целях обеспечения эффективности его использования.
1.2.Ведение учета поступлений в фонд библиотек Учреждения.
1.3.Организация доукомплектования фондов с выявлением пробелов.
1.4.Изучение состава и использования фондов структурных подразделений, перераспределение неиспользуемой, непрофильной и многоэкземплярной литературы между библиотеками, освобождение фондов от устаревших изданий.
1.5.Уточнение и корректировка заявок библиотек-филиалов на периодические издания, оформление подписки в отделении Роспечати для всех библиотек.
1.6.Обработка текущих поступлений для всех структурных подразделений Учреждения (описание изданий в соответствии с Государственными стандартами для обеспечения единообразия описания литературы, систематизирование литературы по последним новым таблицам ББК для массовых библиотек).
1.7.Распределение новых поступлений между филиалами.
1.8.Передача в отделы ЦГБ, Детскую библиотеку и филиалы обработанных изданий с необходимым комплектом карточек для организации каталогов.
1.9.Формирование системы каталогов и картотек Учреждения в т.ч. электронного каталога. Организация и введение центральных и сводных каталогов, оказание помощи филиалам в ведении и редактировании каталогов, в проверке фондов.
1.10.Проведение мероприятий по повышению квалификации, оказанию консультативной, методической помощи по ведению каталогов, пропаганде и сохранности фондов.
1.11.Осуществление контроля за сохранностью фондов (ведение центрального служебного алфавитного каталога, учетного каталога, всей документации по учету книг, списанию; организация проверки фондов).
1.12.Формирование универсальных и тематических комплектов для докомплектования фондов библиотек-филиалов сельских поселений.
1.13.Информирование об имеющихся в едином фонде изданий, их популяризация.
1.14.Обобщение итогов внутрисистемного обмена по Учреждению.
1.15.Организация и ведение учетного (центрального) каталога на единый фонд Учреждения.
1.16.При отсутствии необходимых материалов – осуществление заказа по межбиблиотечному абонементу в библиотеки края, другие регионы России.
Организация использования единого фонда предусматривает передачу литературы из одного подразделения Учреждения в другое и активную рекламу единого фонда во всех подразделениях системы. Использование единого фонда осуществляется путем выдачи изданий по конкретным тематическим запросам, доукомплектования необходимой литературой библиотек-филиалов из фондов Центральной городской библиотеки и Детской библиотеки и передачи необходимых книг на временное пользование из одного подразделения системы в другое.
2. Методико-библиографический отдел.
2.1.Анализ состояния библиотечного обслуживания населения г. Гремячинска городского округа и его дальнейшее прогнозирование.
2.2.Анализ работы библиотек городского округа; участие в составлении единого плана работы Учреждения и текстового отчета.
2.3.Выявление, изучение и обобщение передового опыта библиотек Учреждения внедрение инновационных методов работы.
2.4.Оказание консультативной и методической помощи библиотекам сельских поселений городского округа в организации системы повышении квалификации библиотечных работников.
2.5.Участие в создании творческих коллективных и индивидуальных проектов по развитию библиотечной деятельности.
2.6.Организация и проведение семинаров, совещаний, творческих лабораторий для библиотечных работников городского округа.
2.7.Осуществление координации деятельности с государственными и муниципальными структурами, производственными, образовательными, культурными, общественными организациями, средствами массовой информации в вопросах организации и проведения городских мероприятий, совместных круглых столов, научно-практических конференций, семинаров по проблемам жизнедеятельности городского округа.
2.8.Организация социологических исследований по различным направлениям деятельности библиотек Учреждения.
2.9.Участие в разработке документов, регламентирующих деятельность Учреждения.
2.10.Организация и реклама единого справочно-библиографического аппарата Учреждения.
2.11.Осуществление оперативного информационно-библиографического обслуживания пользователей библиотек Учреждения на основе традиционных и современных информационных технологий, включая ресурсы Интернета.
2.12.Пропаганда и популяризация библиотечно-библиографических знаний среди различных групп читателей.
2.13.Оперативное, полное, качественное предоставление информации в области общественно-политических, социальных и гуманитарных наук.
2.14.Информационное обеспечение научной, производственной и учебной деятельности пользователей библиотеки.
2.15.Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.
2.16.Координация библиографической работы и методическое обеспечение информационно-библиографической деятельности библиотек Учреждения.
Отдел координирует работу библиотек-филиалов системы по информационному, справочно-библиографическому обслуживанию населения. Традиционные формы пропаганды литературы являются основными средствами – это обзоры, книжные выставки, просмотры. Путеводителями по фондам и информационным ресурсам являются каталоги и картотеки. Библиотеки-филиалы ведут СКС, каталоги по краеведению, картотеки периодических изданий. Свободные каталоги и картотеки находятся в ЦГБ.
Методико-библиографический отдел является организатором новых технологий во всей библиотечной системе.
3. Отдел обслуживания.
3.1.Организация библиотечного обслуживания населения города Гремячинска. Предоставление пользователям всего перечня традиционных библиотечных услуг.
3.2.Обслуживание пользователей на абонементе, в читальном зале, формами внестационарной сети с использованием всего фонда ЦГБ, а также фондов других библиотек Учреждения и библиотек Пермского края.
3.3.Организация центра правовой и муниципальной информации.
3.4.Предоставление пользователям информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования.
3.5.Оказание информационно-консультативной помощи пользователям в работе с каталогами, картотеками, базами данных, имеющихся в библиотеке.
3.6.Выдача во временное пользование любого документа библиотечного фонда.
3.7.Справочно-библиографическое обслуживание в режиме «запрос-ответ», выполнение различных типов справок.
3.8.Организация и постоянное совершенствование справочно-поискового аппарата отдела обслуживания ЦГБ.
3.9.Изучение интересов, запросов пользователей ЦГБ и удовлетворение их.
3.10.Приоритетное обслуживание определенных категорий пользователей и абонентов (подросток, юношество, инвалиды, пенсионеры и др.)
3.11.Контроль за сроками пользования изданиями и проведение мер по ликвидации задолженностей, контроль за сохранностью изданий.
3.12.Проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятий: организация литературных вечеров, встреч, конференций, лекций, фестивалей, конкурсов и иных культурных акций, организация читательских любительских клубов и объединений по интересам.
3.13.Осуществление выставочной, рекламной и издательской деятельности.
3.14.Проведение мониторинга потребностей пользователей.
3.15.Анализ работы библиотек Учреждения; участие в составлении единого плана работы Учреждения и текстового отчета.
3.16.Разработка программ, перспективных и текущих планов, положений и других документов по библиотечной и информационно-библиографической деятельности.
3.17.Изучение и внедрение современных форм обслуживания пользователей. Обобщение своего опыта работы.
3.18. Принимает участие в организации системы повышения квалификации по вопросам библиотечной работы с читателями.
Центр правовой информации «Библиотека. Население. Местная власть» оказывает помощь жителям, организациям г. Гремячинка в поиске правовой информации. Задача центра – обеспечение доступности законодательных и нормативных документов для населения и организация его информационного обслуживания, доведение правовой информации до каждого человека и помощь в разрешении проблем, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.
4. Детская библиотека.
4.1. Осуществляет библиотечное обслуживание пользователей-детей и подростков до 15-ти лет (дошкольников и учащихся I-IХ классов) и руководителей детского чтения (учителей родителей, воспитателей, сотрудников организаций и учреждений, работающих с детьми) (далее - РДЧ).
4.2.Привлекает дошкольников и учащихся к систематическому чтению.
4.3.Изучает читательский состав, их интересы и запросы, особенности чтения и восприятия книг.
4.4.Удовлетворяет читательские запросы детей и РДЧ с широким использованием единого фонда Учреждения.
4.5.Рекламирует и раскрывает фонд детской литературы посредством организации литературных выставок с целью организации его использования.
4.6.Осуществляет руководство чтением в процессе индивидуальной работы с пользователями.
4.7.Организует справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей-детей и РДЧ.
4.8.Организует распространение знаний о поиске и использовании информации.
4.9.Обеспечивает доступ к информационным ресурсам посредством внедрения новых технологий.
4.10. Организует работу с фондом детской литературы.
4.11. Участвует в комплектовании единого фонда Учреждения детской литературы на основе учета отказов читателей и картотеки докомплектования.
4.12. Организует работу по анализу состава и использования фонда детской литературы и очищению фонда от устаревшей по содержанию и ветхой литературы.
4.13. Обеспечивает организацию и хранение фонда детской литературы.
4.14. Формирует максимально полный фонд краеведческой литературы.
4.15. Сотрудничает с другими образовательными, информационными, культурными учреждениями, работающими с детьми, оказывает на договорных началах методическую, информационную, консультативную и иную помощь.
4.16. Осуществляет сбор, хранение и предоставление информации по вопросам теории и практики библиотечной работы с детьми.
4.17. Изучает и обобщает передовой опыт по обслуживанию пользователей, внедряет его в практику работы.
4.18. Анализирует работу библиотек Учрежедния; участвует в составлении единого плана работы Учреждения и текстового отчета.
4.19. Принимает участие в организации системы повышения квалификации по вопросам библиотечной работы с читателями.
4.20. Применяет досуговые, нетрадиционные формы работы с детьми, способствующие формированию их мировоззрения, повышению культурного уровня.
Библиотеки-филиалы.
1.Библиотеки-филиалы являются общедоступными библиотеками для библиотечного и информационного обслуживания детского и взрослого населения Шумихинского сельского поселения (филиал №1), Юбилейнинского сельского поселения (филиал №2).
2.Организуют культурно-просветительскую, информационную и образовательную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей населения в информации, образовании и досуге.
3.Обеспечивают развитие информационных технологий, маркетинга, организации труда с целью обеспечения права пользователей на свободный доступ к информации.
4.Выявляют, изучают и удовлетворяют информационные потребности пользователей.
5.Комплектуют, организуют, размещают, хранят информационные ресурсы библиотеки.
6.Участвуют в работе Учреждения по разработке и внедрению современных информационных технологий в работу библиотеки.
7.Участвуют в исследованиях, образовательных и иных программах и проектах, проводимых Учреждением.
5. Директор Учреждения.
5.1.Осуществляет руководство Учреждения в соответствии с его Уставом и действующим законодательством РФ, соответствующими правовыми актами и нормативными документами органов местного самоуправления, краевых органов государственной власти и управления, Министерства культуры РФ.
5.2.Организует работу Центральной городской библиотеки, несет ответственность за ее деятельность.
5.3.Обеспечивает соблюдение законности и государственной дисциплины, создание условий для сохранности государственной собственности, эффективного использования ресурсов Учреждения для решения производственных задач и социального развития коллектива, повышения активности и социальной ответственности сотрудников Учреждения за выполнение поставленных задач.
5.4.Определяет стратегию, цели и задачи развития Учреждения, принимает решения о программном планировании и прогнозировании деятельности Учреждения.
5.5.Решает творческо-производственные, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы.
5.6.Определяет структуру управления Учреждения, штатное расписание.
5.7.Формирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, библиотечных и других работников Учреждения.
5.8.Осуществляет прием на работу, подбор и расстановку библиотечных кадров.
5.9.Определяет должностные обязанности работников, создает условия для повышения их профессионального мастерства.
5.10.Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный, морально-психологический климат в коллективе.
5.11.Налагает на нарушителей трудовой и технологической дисциплины взыскания в соответствии с трудовым законодательством, в случаях нарушений охраняемых законом интересов Учреждения, передает материала в правоохранительные органы.
5.12.Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств поступающих из других источников.
5.13.Издает приказы и распоряжения, утверждает нормативно-регламентирующие документы деятельности Учреждения.
5.14.Осуществляет контроль за выполнением принятых решений, приказов, указаний.
5.15.Формирует и утверждает перспективные и текущие программы и планы деятельности Учреждения.
5.16.Представляет Учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях.
5.17.Выполняет указания и распоряжения главы администрации Губахинского муниципального округа; соблюдает сроки исполнения служебных документов, заданий и поручений.